После модернизации ОКИ с модели 1111 до 11113, когда был увеличен объем двигателя
и внесены изменения в коробку передач, начали выявляться и негативные последствия.
На машинах повально начал ломаться вторичный вал в коробке передач - нагрузки
на него возросли, а сам он был ослаблен введением дополнительных масляных проточек.
Вал может сломаться в любой момент - при разгоне, при торможении. Ломается он
всегда в одном и том же месте - строго пополам, по масляной проточке, с отверстием.
Когда такое происходит, остаются в живых только 1-я, 2-я и задняя передачи. Ими
можно пользоваться и продолжить движение на 2-й передаче до места ремонта. 3-я
и 4-я передачи исчезают - рычаг КПП "втыкается", но при отпускании сцепления
либо ничего не происходит (т.к. фрагменты вала не связаны между собой), либо,
если место излома вала неровное - раздается скрежет (при этом езда на оставшихся
передачах сопровождается сильным шумом (грохот, лязг и т.д.). Конечно же подобная
неисправность исправляется по гарантии бесплатно.
Но не всегда удача расположена лицом к водителю - иногда обстоятельства складываются
так, что небольшая казалось бы поломка, выглядит катастрофой.
Именно так всё и сложилось летом 2005 года, когда я с родными ездил в Краснодарский
край. Маршрут был выбран не совсем ординарный - по заветам опытных дальнобойщиков
он был проложен в стороне от основных магистралей, по малозагруженным дорогам.
Путь пролегал через Шаумянский перевал. Кто ездил там, меня поймет - на перевале
нет ни асфальта, ни указателей, ни ограждений - на протяжении 8 километров пыльная
дорога засыпана щебнем и огромными камнями. Движение по такой дороге на Оке возможно
только на 2-й передаче, т.к. крупные булыжники для тщедушных колесиков являются
большим испытанием.
По закону подлости, вал сломался на обратном пути, где-то на перевале. Доехав
до асфальта на 2-й передаче, я включил 3-ю передачу и вместо ускорения машины
салон огласил дикий скрежет. В шоке съехал на обочину, полез под капот. Всё было
нормально. Ничего не понимая, решил снова начать движение - 1-я, 2-я передачи
работали, но с посторонним шумом. Высшие передачи исчезли. Было принято решение
продолжать движение до ближайшего города и искать СТО для ремонта. Около трех
часов на скорости 50-60 км\ч на второй передаче (обороты движка держал в районе
4000-4500) я плелся по трассе, плутал на незнакомых улицах деревенек, в поисках
хоть каких-нибудь СТО. Все просто отказывались браться за ремонт - нет запчастей,
нет опыта. Некоторые СТО я просто не мог найти, хотя местные жители весьма подробно
объясняли маршрут, да и углубляясь в незнакомый город я терял время. Наконец в
маленьком городке Апшеронск с трудом отыскали некоего Игоря с помощником в полузабытом
ангаре - кое-как уговорил их на ремонт - запчастей для Оки у них не было - на
разбор КПП они согласились с условием непременной оплаты 1100 рублей за работу,
даже в том случае, если неисправность устранить не получится (мол, просто соберем
обратно). Процесс съема КПП сопровождался руганью и бранью - вспоминались разработчики
и конструкторы Оки до пятого колена, все нелестные эпитеты для машины были перечислены
по нескольку раз. Мне, в общем-то было наплевать, лишь бы поломка была устранена.
Наконец, КПП была снята и разобрана - половина вторичного вала с шестернями крутилась,
вторая половина была неподвижна :)
Разбор вторичного вала прояснил картину - он был разломлен пополам.
Игорь начал обзванивать знакомых - и случилось невероятное чудо - вторичный вал
для 11113 коробки обнаружился в одном магазине! Обошелся мне этот вал в 500 рублей
- 400 рублей за вал и 100 за доставку. В Челнах я бы купил эту железку вполовину
дешевле, но выбора не было, запчасти для Оки в деревнях Краснодара - эксклюзив.
Весь ремонт с учетом стоимости вала мне вышел в 1700 рублей - было потерян почти
весь день, в путь мы выехали где-то в четыре часа дня (поломка случилась ранним
утром).
Заводской вал выдержал примерно 15 тыс. км эксплуатации. У некоторых, судя по
сообщениям на форумах, он ломается либо раньше, либо позже. Впрочем, вал может
служить почти "вечно" - это дело случая.
За все время поездки ("туда" и "обратно") я прошел более 5500
км - и это была единственная поломка.
Обломки я сохранил и сделал фотографии. Вот так выглядит целый вторичный вал (обломки
составлены друг на друга):
А вот так выглядят обломки вала. На фотографии видно, что сломан
он ровно по сквозному отверстию, перпендикулярно оси вала - на каждом изломе осталась
"половинка" этого отверстия:
Более удачный ракурс. Видны проточки, и внутренная полость.
Со сломанным валом я проехал довольно много, пока не нашел ребят, отремонтировавших
вал. За это время неровное место излома испещрилось задирами и выбоинами.
Данный отчет написан с целью известить Окаводов о потенцильно
слабом месте в КПП. Прочитав этот материал, вы будете знать, кто виновен во внезапной
пропаже 3-й и 4-й передач.
Отчет написан: 29.01.06
Отчет обновлен: 10.03.06
(заново отсняты фотографии, текст дополнен)
Квазар
Копирование материалов и републикация запрещены.