Отчет об эксплуатации оборудования читайте в следующей главе. Здесь я представлю
фотографии оборудования, с моими комментариями.
Фото снимались фотоаппаратом ФЭД 5в, с последующим сканированием пленки.
Вид на подкапотное пространство "в сборе", с установленой запаской.
Доступ к редуктору затруднен и для регулировки ХХ и газовой смеси необходимо снимать
запаску:
А вот и сам редуктор LONGAS "Type-90". Как видите, размеры редуктора
небольшие, крепится на правый брызговик под запаску. "Малыш" способен
запитать двигатель объемом до 1,6 литра! Винт регулировки ХХ виден слева, между
резиновыми "шлангами". Размеры миниатюрные, в отличие от гигантского
"пятака" на Новогрудке. Болтик слива конденсата расположен в нижней
части редуктора, на фотографиях не виден. Доступ к нему немного стеснен, но подлезть
со стаканчиком и отвернуть болтик всё же можно. Белая трубка - отбор вакуума через
тройник в разрезе трубки, идущей на вакуумный усилитель тормозов.
На фотографии ниже виден редуктор и тройник с двумя крутилками.
Этими винтами регулируется подача газа в 1-ю и 2-ю камеру карбюратора отдельно.
Эти "крутилки" полностью влияют на динамику автомобиля и его экономичность.
Подача газа в карбюратор осуществляется через штуцеры, которые врезаны в боковые
стенки камер карбюратора.
"Крутилки" поближе. Под ними - два "шланга",
подводящие тосол к редуктору. При переходе газа из жидкой фазы в парообразную
в редукторе, выделяется много холода, поэтому редуктор должен обогреваться. По
этой причине не рекомендуется запуск двигателя на бензине "на холодную"
- мембраны редуктора испытывают "тепловой" удар. На фото можно заметить,
что новые трубки отняли некоторое место под капотом, но ремонтопригодность не
ухудшилась - после установки ГБО без особых проблем снимали КПП для замены заднего
сальника коленвала.
Тумблер переключения топлива, идущий в комплекте с редуктором
LONGAS "Type-90" совсем миниатюрный. Левое положение - двигатель питается
бензином, среднее положение - подача газа и бензина блокируется электромагнитными
клапанами, это необходимо для выработки бензина из поплавкой камеры перед переключением
на газ. Правое положение - питание газом. Тумблер имеет два светодиода (оранжевый
- бензин, зеленый - газ). Посредине есть маленькая кнопочка "S" - которая
не работает и предназначена в оригинале, по словам установщиков, для обогащения
смеси (что-то вроде подсоса).
Тумблер, несмотря на миниатюрность, очень удобен. Во время установки оборудования
на мою машину, на газовую СТО для регулировок приезжала ОКА с тумблером огромнейших
размеров и гигантскими кнопками. Смотрелось не очень. Видимо оборудование установлено
белорусское, вспомним про огромный винт ХХ хода... Фотография немного не в фокусе,
извиняюсь, снимать было достаточно неудобно.
Самое время взглянуть на белорусский баллон в багажнике. Он
выкрашен в презентабельный черный цвет и отлично вписался в тесное пространство.
Ярко красные отечественные баллоны с огромной надписью "огнеопасно!"
выглядят неприятно, подсознательно вызывая беспокойство. Мультиклапан со стрелочным
индикатором уровня газа в баллоне размещен в пластиковом коробе, закрывается прозрачной
пластиковой крышкой. На мультиклапане есть два винта, которыми можно перекрыть
подачу газа в магистраль, идущую к редуктору и заправочную магистраль, идущую
к выносному заправочному устройству (ВЗУ). Обе магистрали представляют из себя
медные бесшовные трубки, в багажнике они облечены в гофрированые шланги, в случае
утечки газа измультиклапана, он пойдет не в салон, а наружу. Баллон крепится металлической
лентой к основанию - двум поперечинам, повторяющим профиль баллона, а они, в свою
очередь, крепятся винтами к полу багажника. Через месяц после установки я протягивал
эти крепления, все четыре гайки под днищем тянулись очень хорошо - каждая довернулась
примерно на 3-4 оборота! Возможно это огрех установщиков, но я склонен полагать
что вибропласт и изолон, которыми оклеено днище багажника, дали усадку и крепление
ослабло. Кроме того, днище обильно проантикорено Тектилом. Следовательно, делать
ревизию креплений баллона нужно обязательно самостоятельно.
Вид на баллон сбоку, под углом. Кстати, клеенку, которая положена
на дно багажника, теперь снять невозможно, т.к. она просверлена. Хорошо что я
сделал летом 2005 года шумовиброизоляцию, после установки баллона это было бы
проблематично.
На следующей фотографии отлично видно преимущество 40-литрового
баллона перед 50-ти литровым. Слева от баллона осталось немного места - достаточно,
что-бы положить туда объемистую тяжелую сумку или пакет. Между баллоном и стенкой
заднего дивана места нет, но вот спереди (между баллоном и задней стенкой кузова)
- есть. Туда я запихиваю сумку с инструментами и запасными частями - довольно
дурацкая и малоудобная торба из дермантина, доставшаяся от завода, после завязки
тесёмок превращается в этакую колбасу, которая великолепно умещается в пространстве
под мультиклапаном баллона - инструменты в надежном месте, не мешаются, и места
полезного не отнимают.
Справа от баллона тоже есть свободные пустоты. Тут места не
так много, как слева, кроме того, мешаются гофры с магистралями внутри, но кое-что
уложить всё же можно. Эти пустоты я использую рационально - в них вертикально
входят домкрат, насос, мешок с тросом, рукавицами и прочей мелочёвкой.
На следующей фотографии показан багажник с уложеными вещами
справа от баллона. Так же можно наглядно представить, сколько места осталось в
багажнике, сверху видна полка. В городских условиях я не почувствовал стеснения
от уменьшившегося багажника - поверх баллона остается достаточно места для большого
количества сумок и сеток с провизией, закупаемой на неделю для семьи. Конечно
уменьшение багажника доставит неудобство в дальней дороге, когда с собой берется
огромное количество вещей, но их можно уместить в салоне, на месте 4-го пассажира.
Семья из 3-х человек неудобств не испытает.
На следущем фото показано расположение выносного заправочного
устройства - оно закрыто защитной пробкой. Крепится симметрично выхлопной трубе.
Поскольку оборудование итальянское, для заправки в России требуется
переходник. Его дают установщики - переточка из металлической заготовки с резиновой
прокладкой. По приезду на заправку нужно выкрутить защитную пробку, вкрутить переходник
(я его вожу в салоне) и можно заправляться. На сегодняшний день водители от процесса
заправки устранены - на всех газовых заправках есть штатный человек, который сам
всё сделает. Вам остается только вкрутить переходник, рассчитатся, выкрутить переходник
и закрутить пробку на место. Переходник сделан из довольно бросового железа и
через месяц покрылся ржавчиной. На эксплуатацию это не влияет, возможно со временем
обработаю удалителем ржавчины и покрашу чем-нибудь. На фотографии ВЗУ с вкрученным
переходником.
В следующих главах будут описаны настройка ГБО и все возникавшие
проблемы с ним, проанализован опыт эксплуатации и подведены итоги.
Глава написана: 15.10.05
Изменения: 22.01.06
Квазар
Копирование материалов и републикация запрещены.