Вопросом установки в атомобиль ОКА газобаллоного оборудования (ГБО) я заинтересовался
пару лет назад, задолго до приобретения машины. Впрочем, меня довольно быстро
отговорили более опытные Окаводы - основные аргументы не изменились и по сей день
- "оборудование никогда не окупится", "багажник исчезнет".
После этого про ГБО я забыл, но после приобретения машины вопрос был изучен более
плотно - впрочем, кочующая из форума в форум стандартная лепёха суеверий относительно
ГБО снова вынудила забросить этот вопрос на долгое время. Да и машина была на
гарантии, не хотелось ее лишаться на самый важный узел - двигатель.
Но вот пришла осень 2005 года, а с ней и бензиновый кризис - цены поползли вверх,
новая неделя отмечалась новым переписыванием ценников, ненасытные нефтяники срывали
последние сливки с рынка, перед сезонным затишьем и зимним спадом спроса. На бензин
стало уходить довольно круглые суммы. Дело в том, что я езжу в режиме "тапка
в пол", без какой-либо экономии бензина, кроме того, пробеги немалые. Расход
бензина по городу в агрессивном режиме езды - около 7 литров на сотню. Однажды
я предпринял эксперимент - ездил один день в "пенсионерском" стиле -
скорость не выше 60-70 км\ч, плавный разгон и езда на нейтрали везде, где только
возможно - перед светофорами, с горочек... Расход снизился до 5,5 литра, но меня
такой стиль езды не устраивал совершенно.
И я снова засел в интернете, читая бесконечные сообщения на форумах, где расписывались
все плюсы и минусы газового оборудования, страхи и фобии как владельцев ГБО, так
и просто автолюбителей, никогда не имевших ГБО, но слышавших, что "в двигателе
прогорает". Конечно же Окаводов было бесполезно спрашивать про ГБО - слухи
и недостатки газа возводились в квадрат и раскладывались передо мной в уродливый
пасьянс. Самый убойный аргумент против газа в ОКЕ был конечно "да ты чё,
она и так мало ест, чего удумал то?!". При этом как-то забывался тот факт,
что 7 литров на сотню это даже не аппетит, а обжорство для такого маленького желудка.
В то время как более дорогие и именитые малоллитражки довольствовались куда более
скромными цифрами, половинка восьмёрочного двигателя не уполовинила свои аппетиты,
по сравнению с полноценным восьмерочным двигателем.
Конечно, можно привести в пример личности, с фанатизмом крестоносцев воеваших
с обжорством двигателя ОКИ, не будем приводить имен и тыкать пальцами, расход
бензина у них конечно снижался до 4 с хвостиком литров, но ценой обеднения смеси
и ухудшения динамики. Идти этим путем мне не хотелось, т.к. динамика была очень
нужна. По-этому я изучил "матчасть" и засел за газету. Ставить было
решено итальянское оборудование, т.к. отечественные и белорусские поделки славятся
своей ненадежностью и глючностью.
Для начала расскажу о минусах ГБО применительно к ОКЕ и отмечу свои контр-аргументы:
"Багажника не будет" - противопоставить
этому аргументу нечего, 50-литровый баллон забирает более половины емкости багажника.
Я решил ставить маленький баллон - 30, максимум 40 литров. Все эти баллоны имеют
одинаковый диаметр - 30 сантиметров, различаются только по длине. Кроме того,
полная ёмкость багажника мне была нужна всего пару раз в год, а место для редких
сумок и пакетов в багажнике будет. В крайнем случае куплю багажник на крышу.
"Оборудование никогда не окупится"
- машину продавать я не собираюсь, а следовательно вложения в итальянское оборудование
имеют конечный срок окупаемости, за которым следует чистая экономия. По моим расчетам
срок окупаемости составит 1 год, максимум - полтора года. Вполне приемлимо.
"Клапана прогарают, седла садятся"
- случаи довольно редки, но прогар клапанов на газе всё же имеет место быть. Мастер
в оковском сервисе сказал что были случаи приезда машина на ремонт ГБЦ после 80
тысяч км езды на газу. Информацию я принял к сведению, но остался при своем мнении
- за 20 тысяч окуплю оборудование, а за оставшиеся 60 тысяч (как минимум, а как
максимум - прогар не наступит) сэкономлю денег на новый двигатель... Прогар клапанов
и на бензине случается, а при езде на газу ремонт ГБЦ окупится сторицей.
"Снимем двигатель с гарантии" - рамки
приличия не позволяют мне расписать в ярких красках тот фарс и обман, что зовется
гарантией, по-этому я просто плюнул на этот довод, т.к. двигатель прошел уже 20
тысяч без каких-либо замечаний, следовательно нет сомнений что он и дальше будет
работать без проблем.
"Падает мощность на 5-20%" - расход
газа очень легко поддается регулировке, можно "задушить" двигатель и
получить вялую динамику, а можно отрегулировать смесь так, что-бы динамика была
не хуже чем на бензине.
"Взлетишь на воздух при аварии" -
первый аргумент людей, не ездивших на машинах с ГБО. Баллон имеет толстые стенки
и выдержит многое, в случае обрыва газовой магистрали подача газа блокируется
скоростным клапаном. Конечно и для газовых баллонов есть предел по деформации,
но в случае такого удара находящимся внутри машины людям будет уже безразличен
разрыв баллона (как пример - наезд поезда). Так что эксплуатация ГБО достаточно
безопасна, надо лишь периодически обмыливать соединения и производить опрессовку
баллона на СТО.
Есть и другие минусы в эксплуатации машины на газу - частая замена воздушного
фильтра, заводка машины зимой на бензине, хлопоты по сливу конденсата, расход
газа больше, чем бензина. Но плюсов еще больше - заметная экономия на горючем
(по моим расчетам - 40%), меньший износ двигателя, чистое масло и свечи, исчезают
проблемы с извечной ахиллесовой пятой - карбюратором.
После прозвонки трех фирм (две из которых базируются в гаражных обществах), я
поехал на разведку. Основательное двухэтажное СТО могло похвастаться всеми необходимыми
документами и повышенными ценами. Гаражные умельцы работали на улице, денег просили
на 300 рублей меньше, но не понравились неразговорчивостью. Окончательный выбор
был сделан в пользу как раз той самой "основательной" СТО, хозяин которой
уделил мне не менее получаса на консультацию, ответив на мои вопросы и даже проведя
небольшую экскурсию. Предложенный им редуктор STARGAS не понравился мне своим
размером - он может запитать газом очень мощные двигатели, но выглядит как колесо
телеги. Для ОКИ нужен был маленький редуктор, подходящий я приглядел у гаражных
умельцев. Хозяин СТО пообещал достать требуемый редуктор и баллон на 30 литров
я договорился с ним о дате и времени установки.
Глава написана: 15.10.05
Изменения: 22.01.06
Квазар
Копирование материалов и републикация запрещены.