Автомобиль после установки ГБО "обрадовал" тупой динамикой, низкой
максималкой, странными провалами и нестабильным холостым ходом. Идеальную подачу
газа настроить тяжело - сотни раз я съезжал на обочину, скидывал запаску, крутил
"крутилки" и ехал дальше. Увеличение подачи газа на вторую камеру приводило
к рывкам, во время открытия 2-й камеры. Со временем я понял закономерности "крутилок",
научился их настраивать, избавился от рывков на 2-й камере и получил более-менее
настроенный двигатель.
Регулировщикам и установщикам я не доверяю, приходится всё делать самостоятельно
и только под себя - каждая регулировка должна быть проверена на ходу, дергание
тросика газа при регулировке подачи газа и ловля провалов "на слух"
нерезультативна. После установки ГБО расход газа превышал расход бензина примерно
на 1-1,5 литра - на сотню километров уходило примерно 7.5-8 литров, в зависимости
от регулировок. Баллон я всегда заправляю "до отсечки", это позволяет
точно рассчитывать расход (веду учет в Excel). На стрелочный индикатор мультиклапана
можно не смотреть вовсе, он весьма нелинейный и показывает уровень газа приближенно.
Удобно пользоваться суточным счетчиком пробега - при заправке его нужно обнулить
- по количеству километров, "намотавшихся" на счетчик, можно достаточно
точно определить необходимость поездки на заправку. Со временем "глазомер"
не ошибается.
С заправками в Набережных Челнах проблем нет совершенно, в черте города их очень
много, недалеко от моего города и вовсе война АГЗС - на небольшом участке соседствуют
около 3 газовых заправок. Пока приходится заправляться на заправке, принадлежащей
СТО, где мне ставили оборудование - таким образом гарантия на оборудование (6
мес) увеличится до 1 года. Так же эта фирма, владеющая тремя газовыми заправками
в городе, ежегодно проводит розыгрыш автомобилей и ценных призов по билетам, выдаваемым
при заправке пропан-бутаном. Каждая 21-я заправка - бесплатная, мне выдана книжечка,
куда записываются все заправки (дата, кол-во газа и подпись заправщика). На заправках
конкурентов я конечно же заправлялся, разница в персонале и оборудовании небольшая,
"бонусов" нет, цены те-же, и динамика одинаковая.
Воздушный фильтр приходится менять с интервалом 1500-2000 километров, покупаю
самый дешевый без синтепоновой обёртки, старые фильтры можно отдавать друзьям
с бензиновыми машинами, на них еще можно немало поездить.
Моторное масло незначительно темнеет из-за прогревов машины на бензине. Свечи
остаются чистыми, изолятор сохраняет белый цвет.
Когда двигатель остывший, всегда завожу на бензине, после краткого прогрева тумблер
переключаю в среднее положение и вырабатываю бензин на оборотах порядка 2000 -
придерживаю педаль газа. Как только обороты падают - переключаю тумблер на газ,
всё, можно ехать. Если машина заглохла при переключении, она быстро заводится.
Зимой, во время кратких поездок, перед длительной стоянкой нужно обязательно переключить
тумблер на бензин, дождаться смены топлива (подгазовывая чуть-чуть), и только
тогда глушить машину. Если остановка краткая, во время нее двигатель не успеет
остыть, можно заглушить и на газу, и завестить потом тоже на газу. Со временем
работа с тумблером войдет в привычку, на уровне рефлексов, но первое время это
доставляло неудобства! Возня с тублером и прогревами отнимает некоторое время
- в то время как соседи на иномарках сразу после заводки срываются с места, я
стою - прогреваю машину.
Угол опережения зажигания (УОЗ) я настроил под газ - трамблер повернул на половину
деления (4-5 градусов) в "+", .е. от себя (от настройки на 92-й бензин).
На шкале трамблера я нацарапал метки "на бензин" и "на газ"
- по полосочкам-царапинам можно довольно быстро сменить УОЗ при необходимости.
Правда для этого надо доставать ключ, отворачивать 3 болта, к одному из которых
очень трудно подлезть... На таком УОЗ можно только прогревать двигатель, ездить
нельзя! При проблемах с газом и необхзодимости езды на бензине, я доставал ключ
и поворачивал трамблер под 92-й бензин. Если нужно ездить с "удобствами",
следует ставить октан-корректор.
Субъективно на низах прибавился момент - двигатель стал более тяговитым. К сожалению
3-я и 4-я передачи стали несколько тупее, максималка немного упала.
Холостому ходу на газу можно посвящать отдельную главу - настолько он проблематичен.
Дело в том, что система ХХ в эжекторных системах (ГБО с вакуумным управлением)
отсутсвует как класс. Двигатель просто засасывает порцию газа. Винт ХХ на редукторе
регулирует только давление на мембрану, причем нелинейно - золотую середину найти
трудновато, повернул влево - глохнет, повернул вправо - тоже глохнет. Крутить
винт нужно буквально по градусам, нет, по долям градуса. ХХ на газу, как оказалось,
очень сильно зависит от ХХ на бензине - нельзя занижать обороты ХХ на бензине
до 500-600, как любят делать некоторые экономисты-регулировщики - настройка должна
быть в пределах 800-900 оборотов на бензине. Винт ХХ карбюратора влияет на количество
воздуха - если оборотов мало, то двигатель начинает периодически глохнуть на газу
- смесь переобогащается.
На газу двигатель работает мягче и тише, совершенно нет детонации - суперэластичность
движка позволяет ехать хоть 30-40 км\ч на четвертой передаче.
В целом я доволен ГБО, хотя оно прибавило немало дополнительных хлопот - пришлось
изучить и освоить немало информации. Экономия на топливе (с учетом возросшего
расхода) составила 40%!!
На газу (по состоянию на январь 2006 года) я уже проехал более 4 тысяч километров.
Недавно был поставлен спортивный распредвал, коренным образом изменивший динамику
автомобиля на газу (расход топлива заметно увеличился), но об этом читайте в следующих
статьях.
Глава написана: 22.01.06
Квазар
Копирование материалов и републикация запрещены.