Автомобиль ОКА разрабатывался как относительно дешевое транспортное средство.
В нем не предполагалось использовать дорогостоящие шумовибротеплоизоляционные
материалы, ибо пенсионер, вкалывавший всю жизнь, стерпит такую машину. Для редких
поездок на огород и перевозки картошки-морковки машина вполне годится. Но, как
быть, если вы, купив ОКулю, начинаете ее круглогодично эксплуатировать? Зимой
вам "ездит по ушам" вентилятор печки, двигатель ревет, тепло из салона
быстро улетучивается через тонкий металл кузова, который живет своей жизнью, вибрируя
и создавая дополнительные шумы. На трассе вам закладывает уши от рева мотора и
забортного воздуха, разговаривать решительно невозможно, приходится кричать: например,
после нескольких часов поездки в Казань я был очень утомлен – люксовый салон и
евро-панель не могут компенсировать дискомфорт от дикого шума, стоящего в салоне.
А двери? Какой окавод не пытался тщетно отрегулировать замки дверей, чтобы не
приходилось хлопать ими со всего размаха. Про дребезг металла дверей и капота
говорить нечего.
Максимум, на что может рассчитывать владелец ОКули – вечно преющий войлок на полу.
С недавних пор на ЗМА начали применять вибродепфирующие материалы – разобрав салон
вы с удивлением обнаружите жесткий кусок смолообразного материала на полу багажника,
четыре кусочка в салоне и по 2 более мягких куска – в каждой двери. Что это за
материалы, чьего производства и каковы их характеристики – неизвестно. Логично
предположить – самые дешевые.
Добавлено 2.07.05: Абзац выше содержит неточности. Согласно
отзыву Маэстро с форума Auto.ru, виброизоляция на ЗМА применяется изначально,
например в его машине 1995 года выпуска - присутствовала. Также, по его сообщению,
войлок на полу от воды не гниет.
Моей машине в августе 2005 исполнится годик. За это время были заменены все амортизаторы
– были куплены газо-масляные "Плаза Стандарт". Комфорт повысился, но
все равно требовались какие-то радикальные переделки. Осенью 2004 года я впервые
узнал про шумоизоляцию машин и начал изучать этот вопрос более плотно.
Подытожив теоретическую информацию, можно сказать следующее. В качестве "народных"
средств можно использовать различные битумные, сланцевые мастики. Стоят они дешево.
Залив пол такой мастикой, можно не беспокоиться об ржавлении пола из-за воды,
просачивающейся через пробки в полу. А просачивается эта вода даже в том случае,
если вы обработали машину антикором. Я всю зиму ездил с мокрым войлоком, хотя
днище было обработано Тектилом. Что касается мастик, то они дополнительно обладают
шумовиброизолирующими свойствами. Однако, мастики имеют много отрицательных сторон.
По отзывам специалистов, под ними может развиться гниение (я видел фотографии
сгнившего пола под мастикой). Мастика может сохнуть днями, неделями, и даже годами.
Представьте – в салоне полгода воняет сохнущей мастикой. Из бюджетных материалов
можно еще упомянуть резиноподобный герлен (применяется в строительстве).
В общем, если вы хотите добиться ощутимых результатов в шумоизоляции автомобиля,
следует использовать профессиональные материалы, предназначенные и выпускаемые
именно для этих целей. В России наиболее известны материалы двух торговых марок
– Нойсбастер (Noisebuster) и Стандартпласт. Есть еще материалы Абрис, они не распространены,
но, по заявлениям производителей, превосходят материалы Стандартпласта в 2 раза.
Материалы Нойсбастер являются самыми эффективными. Они превосходят материалы
Стандартпласта по характеристикам в несколько раз. Впрочем, за них просят такие
бешеные деньги, которых у среднестатичного Окавода попросту нет. По-этому забудем
про материалы Нойсбастер – использовать их в ОКуле – сущее безумие. Стоимость
шумоизоляции вырастет раз в 5.
Обратим наше внимание на материалы Стандартпласта. Универсальных материалов
не существует, и, для борьбы с шумом, используются различные сочетания материалов,
со своими уникальными характеристиками. Основным материалом в шумоизоляции является
вибродемпфер, который гасит вибрации кузова, превращая их в тепловую энергию.
Вибрации создают дополнительные шумы, которые не отличимы от "родных"
шумов, например двигателя. Из линейки Стандартпласта вибродемпферами являются
вибропласт и битопласт. Битопласт крайне неудобен в монтаже – его следует разогревать
строительным феном. Установщики избегают работы с ним. Вибропласт представляет
из себя битумно-полимерную композицию, нанесенную на тисненую фольгу с логотипом
предприятия. Материал обладает клейким слоем (защищен вощеной бумагой) и хорошо
схватывается с металлами и пластиком, не требует разогрева при монтаже, существует
в двух вариантах – M1, толщиной 1,5 мм и M2 – 2,3 мм. По цене они различаются
незначительно, вибропласт М2 более эффективен, но и весит больше.
Загасив вибрации и низкочастотные шумы, остаются средние и высокие частоты.
Бороться с ними так же необходимо. Ну и об теплоизоляции неплохо бы подумать.
В линейке материалов Стандартпласта требуемые функции обеспечивают такие материалы
как изотон, сплэн и стизол. На этом месте мое вступление сворачивает в другое
русло.
Полгода я выбивал всеми путями материалы Стандартпласта – писал письма-заказы
непосредственно на предприятие, связывался с фирмами-дилерами, все было тщетно.
Шло время, и вот, мне улыбнулась удача. В Набережных Челнах удалось найти "источник"
вибропласта – им оказалась фирма ТОН. В сферу их деятельности входит и шумоизоляция
автомобилей. С Окушками они не работают. Зато согласились продать вибропласт.
Вне себя от счастья, я бросил все дела и поехал к ним. На первую партию я купил
2 листа (60х90 см) Вибропласта M1 и 4 листа M2 аналогичных размеров. Лист M1 обошелся
мне в 230 рублей, M2 – 250 руб. Разница незначительная, а вот материалы заметно
различаются – M1 ощутимо тоньше и легче. Первая партия вибропласта обошлась мне
в 1460 рублей. Поблагодарив Андрея, (сотрудник ТОН'а, заведующий вибропластом)
я поехал за покупками в хозяйственные магазины. Были приобретены 2 бутылки уайт-спирита
для оттирания антикора (как выяснилось впоследствии, хватило бы и одной), маленький
валик с фетровой накладкой для прикатывания вибропласта, пара перчаток тканевых,
в автомагазине – автогрунтовка и битумный лак для покраски пробок на полу. Я хотел
научиться работать с грунтовкой и опробовать битумный лак перед покраской порогов
(забегая вперед, скажу, что лучше бы я их не покупал вообще). В ТОН'е не было
иных материалов, кроме вибропласта (либо они не хотели их продавать). Т.е. купить
изотон и сплэн я не мог. Понимая, что шумоизоляция одним только вибропластом –
неэффективна, я всё же решил начать эту эпопею и поехал в гараж, захватив с собой
минералку, рабочую одежду и радио-приёмничек. Музыки в машине на тот момент до
сих пор не было. Эпопея началась в субботу, 11 июня 2005 года. Для моей машины
это был знаменательный день. На этом вступление завершается, прощу прощения что
не рассказал об изотоне, сплэне и стизоле, при желании вы самостоятельно изучите
их характеристики. Снова забегая вперед, скажу, что в шумоизоляции, вместо этих
крайне дефицитных материалов, я использовал изолон – закрытоячеистый пенополиэтилен
с весьма интересными свойствами (о них позже), производства ООО "Ижевский
завод пластмасс" .
Глава написана: 16.06.05
Измененение: 2.07.05:
Квазар
Копирование материалов и републикация запрещены.