В понедельник, 13 июня я пришел в гараж к 8-и часам, чтобы успеть прикрутить
водительское кресло и к 9 часам приехать в ТОН. К моему удивлению битумный лак
за ночь не подумал высохнуть - тонкие участки смазывались, а толстый слой около
пробок был жидким. Затея с лаком и грунтовкой, несомненно, только добавила хлопот.
После получаса возни с креслом, оно было наконец-то прикручено. Точнее наживлено
- болты вкручивались неохотно, но я не стал заострять на этом внимание.
Поездку в ТОН я не забуду. Вы пробовали ездить в машине с одним креслом и со
снятой шумоизоляцией? В салоне - сонм новых звуков - двигатель поет на все лады,
шум дороги, металлический звон выпускной системы - всё сливалось в металлическую
какофонию. Отсутствие салона на некоторых водителей произвело странное впечатление...
Хотя, не буду заострять на этом внимание.
В ТОН'е я купил 8 листов вибропласта M2, на 2 тысячи рублей. Из разговора с
Андреям я узнал, что в качестве шумотеплоизоляции можно использовать изолон, продающийся
в хозмагах. Это была крайне ценная информация, т.к. мой проект только на основе
вибропласта изначально был ущербным. После ТОН'а я рванул в ближайший хозмаг.
Удача мне улыбнулась - Изолон там продавался. Правда были одни остатки. Из заслуживающих
внимания рулонов был белый изолон толщиной 10 мм и черный - 8 мм. Почитав рекламный
проспект я купил остатки белого изолона-010 (лист 1,5х1,3 м) на 213 рублей и кусок
(1х1,61 м) черного изолона-008 на 189 рублей. Материал этот представляет из себя
закрытоячеистый пенополиэтилен с уникальными свойствами. Прежде всего, это великолепный
теплоизолятор: лист изолона 10 мм равносилен 15 см кирпичной кладки. Также изолон
очень эффективный звукоизолятор - он способен поглотить до 68% высоких частот
и до 48% - средних. На низких частотах он неэффективен, но с ними отлично справляется
вибропласт. Изолон выдерживает широкий температурный диапазон - от -60 градусов
до +75 (100 max) градусов по Цельсию, легко монтируется и не испаряет зловредных
миазмов, вроде фенола. Также он не поглощает воду и не гниет. Различают несколько
марок изолона, есть материал с добавкой антипирена, т.е. негорючий. Конечно же
мне попался горючий материал, под капотом его использовать нельзя, только в салоне.
Разумеется, огнетушитель в салоне обязателен.
Вместе с изолоном я купил бутылку клея 88-СМ 650 мл (его консистентность и
запах я смог оценить уже в магазине, т.к. буквально передо мной мужик уронил на
пол и разбил бутыль этого клея), небольшую кисточку и пару резиновых перчаток.
Клей 88-СМ очень похож на всем известный Момент: аналогичный цвет, консистенция
и запах. Клей токсичен. Стоит дешево - я отдал 50 рублей за бутылку.
Забрав вибропласт из дома, я поехал в гараж. Для начала, давайте взглянем на
материалы. На фотографии вы видите пачку вибропласта, рулон черного изолона и
кусочек белого изолона:
Работу я начал с отделки багажника - над арками задних колес
пришлось основательно попотеть. На фотографии арка, которая была оклеена в прошлый
день:
Вид на другую арку, частично видна задняя стенка багажника.
Декоративная накладка и замок багажника уже установлены:
Далее я приступил к оклейке салона вибропластом. Все плоскости
оклеивались сплошными кусками, материала я не жалел. На лючок бензобака (под диваном)
так же был наклеен кусочек вибропласта. На пробки в полу были вырезаны и наклеены
заплатки из вибропласта, под основной слой. Клеил я их очень тщательно, что-бы
исключить воздух и пустоты. Битумный лак все еще был достаточно жидким. Клеил
прямо на него.
Войлочные коврики (из-под ног) пригодились в качестве трафаретов
- по ним я вырезал цельные куски вибропласта, давая припуск в размере 5-10 см
по краям, чтобы вибропласт принял вид корытца (под ногами). На тоннель так же
был наклеен вибропласт, вырезаный по "шаблону". На арки передних колес
клеил по возможности цельные куски, под панелью возился довольно долго - очень
неудобно, и в глаза сыплется труха от войлока.
Нарезку вибропласта рекомендую производить в тканевых перчатках,
а наклейку - голыми руками. При нарезке без перчаток (подойдут обычные ножницы)
можно легко изрезать кожу рук фольгой, а вот при наклейке в перчатках неудобно
- вибропласт клеится к ткани перчаток.
Давайте взглянем на фотографию салона после оклейки вибропластом:
Отверстия, в которых крепятся резиновые заглушки под ногами
задних пассажиров (на этих резинках держится клеенка в багажнике) прорезать в
вибропласте не рекомендую, всё равно эти резинки поставить на место не удастся.
Под облицовкой порогов есть круглые дырки, их так же заклеиваете. Очень советую
проковырять дырки под саморезы, которыми крепится облицовка порогов, а еще лучше
их вообще не заклеивать. Установка этих порогов - сплошное мучение. Отверстие
под саморез облицовки тоннеля так же нужно оставить открытым.
Фотография полностью заклееной арки заднего колеса:
Фотография другой арки. Видна отделка пола. Все заклеено на
100%. Обработку полостей по бокам решено оставить на следующий день:
Фотография передней части салона (провода, идущие под войлоком
заклеивать нельзя!!!):
Еще фотографии:
___
На трёх фотографиях выше последовательность рассказа немного
нарушена - в ногах задних пассажиров уже наклеен изолон и положен заводской войлок.
Итак, после наклейки вибропласта пришел черед изолона. На первый
взгляд может показаться, что работать с ним проще и намного быстрее. Да, он быстро
режется, криволинейные поверхности можно не оклеивать, но, крупная "засада"
ожидала меня на стадии непосредственной оклейки изолоном. Клей 88-СМ весьма ядовит!!!
Несмотря на открытые двери, клей после намазывания, в течении 3-4 минут наполняет
салон машины удушливыми испарениями. Респиратора у меня не было. Работал в резиновых
перчатках.
Технология наклейки изолона следующая. Вырезаете по "шаблону"
(без припусков) деталь, льете на нее клей, размазываете его кистью, ждете минуту-две,
чтобы клей подсох, потом прилаживаете деталь на место и держите ее минут 8-10.
За это время клей схватывается. Держите руками, ногами, пятой точкой, в общем
все что отклеивается - должно быть хорошо прижато на пару-тройку минут. Сначала
я оклеил пол в районе ног задних пассажиров, потом тоннель, а потом - пол в передней
части салона. Хуже всего клеить переборку под приборной панелью. Нужно вырезать
деталь, которая бы закрывала пол под ногами пассажира или водителя, арку около
их ног и уходила под приборку. Таких деталей будет две штуки. Вырезаете по шаблонам
- совмещаете квадратный войлок из-под ног и треугольник с арки. Плюс большой припуск
сверху, что-бы деталь ушла под приборную панель. По месту подрезаете.
Даже не знаю что посоветовать, если вы будете клеить эти детали.
Не сочтите за дебилизм, возьмите напольный вентилятор из дома и направьте его
в салон автомобиля при поклейке. Дело в том, что когда я клеил изолон под приборкой
(сначала приклеил квадратный участок под ногами пассажира), то попал в настоящую
душегубку - под приборкой достаточно закрытое пространство и я отравился парами
клея. Не знаю что будет с людьми, не обладающими хорошим здоровьем. Симптомы отравления
рассказывать не буду..
Как видите, Изолон на пол вырезался квадратами, без припусков.
Он достаточно толст (10 мм), а салон машинки и без него не блещет размерами. Хотя
производитель и рекомендует в строительстве укладывать изолон на всю площадь,
в данном случае это невозможно.
Оклейка тоннеля довольно трудоемка, нужно примерно полчасика
посидеть, помедитировать, прижимая изолон к тоннелю, чтобы клей схватился. На
фотографии вид на изолон под приборной панелью загораживает висящий кусок войлока.
Изолон под панелью поднимается максимально вверх, до упора. Панель было решено
не снимать, по вполне понятным причинам гемморойного характера. Оставшаяся непрокленной
полоска металла под самым окном особой роли не играет. Кроме того, панель с комбинацией
приборов от шестёрки не требует проклейки, т.к. имеет на редкость удачную констукцию.
Панель сделана из двух слоев пластика, между которыми находится мягкая пена. Края
панели завальцованы. Она не скрипит и почти не издает посторонних звуков. Как
обстоят дела со стандартной панелью - я не знаю, по-этому такую панель возможно
придется снимать для антискриповой проклейки. Изолон следует клеить под провода!!
В том числе и под приборной панелью!
Не забудьте вырезать и свместить отверстия для болтов крепления
опор ремней безопасности. Боковины порогов оклеивать вообще не рекомендую - облицовку
потом не прикрутите. В поперечную штампованную деталь, которая проходит под сидениями,
я ничего клеить не стал. Хотя, можно вырезать полоски изолона и засунуть их внутрь,
через круглые дырки, предварительно намазав клеем:
Если после поклейки вы все еще чувствуете себя хорошо, голова
не кружится, перед глазами ничего не мелькает и живот не крутит, то можно продолжить
работу. На пол кладется штатная шумоизоляция - за прошедший день войлок на солнышке
просох и его теперь можно укладывать. Войлок под приборной панелью (в том числе
войлок с передних арок) следует приклеить к изолону, пролив его клеем. Не мечтайте
прикрутить войлок под приборкой на саморезы - дырок теперь не найти, а новые сверлить
- мне было нечем. На клею войлок держится прекрасно. На пол войлок ложится без
клея, возможно его нужно будет вытаскивать для просушки. Провода на полу остаются
под войлоком, а провода под приборной панелью остаются над войлоком. Это важно.
После укладки войлока салон выглядит следующим образом:
Войлок теперь ни за что не крепится, резиновые заглушки и пробки
заклеены. Впрочем, это только плюс. Считайте, что теперь пол машины надежно защищен
от коррозии и воды. Штатные дерюжки так же укладываются на свои места. Под панелью
саморезами закрепить дерюжку не получится, но она и без саморезов хорошо сидит.
С облицовкой тоннеля пришлось повозится - чтобы продеть рычаг стояночного тормоза
в прорезь, облицовку нужно задвинуть далеко под приборную панель. Саморез, крепящий
облицовку около ног задних пассажиров, нужно обязательно закрутить! После 5 минут
пыхтения мне это удалось. К приборной панели облицовка прикручивается без проблем.
На установку облицовки порогов следует отвести не менее получаса. Это довольно
неприятная операция. Начну с того, что пороги на место... не лезут. Установить
их удается путем прикладывания грубой физической силы. Облицовка оказывается смещенной
назад. На заводе пластик был прикручен разными саморезами - половину черных коротких
можно сразу выкинуть, до дырочек они не достанут, а вот остальные - длинные, из
цвет. металла вполне годятся. Облицовку удалось прикрутить в штатные дырки, каждая
деталь была прикручена менее чем половиной саморезов. Часть отверстий найти не
получилось, часть - не закручивались. Впрочем, после 40 минут пластик сидел как
влитой.
Прикручивание сидений - процесс не менее утомительный, чем
монтаж облицовки порогов. У водительского сидения отверстия не совпали, на закручивание
4-х винтов я затратил более часа. Дело осложнялось еще и тем, что для доступа
к задним винтам нужно полностью вкрутить передние винты, иначе полозья блокировались.
В качестве подручных материалов применялся... лом. Пассажирское сидение было смонтировано
очень быстро, если не считать 10-15 минут, потраченных на анализ конструкции развалившегося
полоза и его сборку. Собрал полоз, я правда, неправильно, из-за чего один цилиндрический
ролик выпал при отодвигании сидения (кресло пришлось снять через несколько дней,
я заново собрал полоз, теперь всё отлично).
Фотография салона (в багажнике, кроме Вибропласта всё еще ничего
нет):
Рулон белого изолона на этом закончился. Для оклейки багажника,
скрытых полостей и дверей оставался изолон черного цвета, потоньше. В принципе
черный изолон более презентабельный и менее маркий, в багажнике он будет смотреться
хорошо.
В багажник я решил наклеить цельный лист изолона, однако примерка
купленого куска показала, что материала мало. Я решил заклеить изолон цельным
куском на пол, а на следующий день съездить за новой партией материала. Примерив
и вырезав кусок, я начал его приклеивать. Технология несложная - намазал часть
Изолона, шириной 20-25 см клеем, прижал на 10-15 минут до схватывания, мажешь
следующую часть. При поклейке багажника я опять отравился, несмотря на то, что
работа производилась на улице, все двери машины были открыты.
На фотографиях видно, что в изолоне прорезано технологическое
отверстие, для доступа к лючку в полу. Однако, отверстие не остается открытым
- при установке дивана "клапан" прижимается к лючку и "звуковое
окно" не появится.
Для того, чтобы изолон повторил все изгибы пола, все участки
нужно прижимать ногами, руками и "пятой" точкой. На арки колес изолона
в тот день не хватило:
Изолон на полу образовывает "корытце" - в случае
протекания жидкостей, их можно будет без проблем собрать тряпкой, т.к. изолон
- водонепроницаем:
Еще один тяжелый день закончился, с утра нужно было ехать за
новой партией изолона, бутылка клея так же была опустошена.
27.06.05
Квазар
Копирование материалов и републикация запрещены.