После 8 месяцев мучений газовое оборудование было снято с машины и продано
таксисту-окаводу. К такому, на первый взгляд, странному решению я пришел не сразу.
С газовым оборудованием я проехал 9 тыс. км с хвостиком, или 8 месяцев. После
установки тюнингового распредвала DynaCAMS 53 двигатель стал "жрать"
10-11 литров газа на 100 км, в крещенские морозы 2006 года расход доходил до 13
литров. Приход весны ситуацию не изменил - расход чуть-чуть упал, но не на столько,
на сколько я ожидал.
В мае я затеял глобальный тюнинг ГБЦ - установку эксклюзивного распредвала RS58
от уфимской фирмы "ОКБ Динамика", с полной доработкой ГБЦ. Встал вопрос
о газовом оборудовании. Дело в том, что с самым низовым тюненым распредвалом из
линейки DynaCAMS, помимо увеличившегося расхода газа, начали садится клапана.
Причем с такой скоростью, что расчетный ресурс ГБЦ составлял около 50-60 тыс.
км пробега. Просадка клапанов происходила следующим образом - сухой газ буквально
выжигал седла и тарелки клапанов, после чего клапана "просаживались"
всё глубже в ГБЦ - тепловые зазоры уменьшались. Клапана я регулировал каждые 3-4
тыс. км - шайбы меняли во всех клапанах - как впускных, так и выпускных. В последние
месяцы просадка катастрофически ускорилась - садились уже все 4 клапана, причем
на 0,05-0,15 мм за 3-4 тысячи км пробега. Но больше всего меня добила последняя
регулировка клапанов - на очередном техобслуживании должны были сделать плановую
регулировку - я не стал говорить что проходил эту процедуру 150 км назад (неделю
назад) - в итоге слесарь заменил шайбу на одном из выпускных клапанов - просадка
за 150 километров составила 0,15 мм!!
Что характерно, усадка клапанов сказывалась на поведении машины - начинал гулять
холостой ход, ухудшалась динамика, машина глохла.
Распредвал RS58 является одним из самых верховых и регулировка клапанов осложнена
тем, что RS-шайбы перешлифовываются из стандартных (кромки скругляются). Для перешлифовки
нужно спец. оборудование, весьма дорогое, я его решил не покупать, а периодически
заказывать регулировочные шайбы нужных размеров из Уфы. На бензине клапанам не
требуется частая регулировка.
Помимо усадки клапанов были и другие нерешенные проблемы - высокий холостой ход
(как впоследствии оказалось, "шестерочный" тахометр сильно врет, и реальные
обороты двигателя намного выше того значения, которое я вижу на тахометре) - после
подсчетов оказалось что я ездил с холостым ходом порядка 2000 оборотов. Это одна
из причин высокого расхода. А меньшие обороты движок держать отказывался - глох
при переходе на нейтраль. В сильные морозы ХХ вообще пропадал - в баллоне сильно
понижалось давление газа. За эти полгода даже изменилась моя манера езды - если
на бензине перед светофорами я переходил на нейтраль и подкатывался к светофору
накатом, то на газу приходилось судорожно сучить рычагом КПП, переходя на пониженные
передачи, к светофору подкатывался на 1-й передаче, с подгазовочкой, лишь бы не
заглохнуть. Перед светофорами одним глазом смотрел на тахометр (не заглох ли еще?),
вторым глазом - на впереди идущего - далеко ли чужой бампер? К весне это осточертело
настолько, что словами не передать.
При экономических расчетах газ несомненно давал выгоду, за полгода я даже наполовину
окупил установку ГБО, но вот незадача - выгода эта в карман не капала и на банковский
счет не зачислялась. Кому нужна виртуальная выгода, когда начали расти расходы
личного времени (регулировки редуктора, ковыряния на обочине, поездки к слесарям-установщикам).
Экономию съедали частая замена воздушного фильтра, постоянные регулировки клапанов,
подбор свечей. После установки газа я стал ездить в 2-3 раза больше - "а
что, горючка дешевая, смотаюсь туда и вот сюда, заеду к знакомым по дороге".
Одометр закрутился с утроенной скоростью и в месяц я стал тратить на газ столько
же денег, как раньше на бензин и даже чуть больше. Никакой экономией и не пахло
- я просто стал больше и чаще ездить.
Одним из "мифов" о газовом оборудовании является байка о том, что масло
на газу не темнеет. Это абсолютная брехня! Масло темнеет, и достаточно быстро.
Масло, даже очень дорогое, окисляется само по себе, а не только вбирает сажу от
сгорания бензина. По-этому на газу масло становится черным уже после 2-3 тысяч
км пробега. Масло я менял не чаще и не реже, по-этому экономии на масле не было.
Два раза машина чуть не взлетела на воздух - в сильные морозы я забывал перевести
машину на бензин перед уходом, а когда приходил и пытался завести машину на газу
- редуктор покрывался толстой шубой инея и просто начинал "испускать дух"
- вокруг машины повисало облако вонючего газа, кроме того редуктор почему-то начинал
выпускать газ в систему охлаждения - в бачке мигом поднимался тосол, а при откручивании
крышки оттуда бил фонтанчик тосола и воняло газом. Я закручивал вентили на баллоне,
полчаса крутил стартером (спасала новая аккумуляторная батарея и синтетика в двигателе),
машина еле-еле заводилась на бензине (смесь газа и бензина не горит совершенно)
- приезжал к установщикам, а те просто разводили руками. При них машина без проблем
заводилась на газу и криминала не обнаруживалось. Прокладка ГБЦ была целой - пузырьков
в тосольном бачке не наблюдали, мембранки в редукторе, судя по его поведению,
тоже вроде были целыми. За зиму два раза происходили такие чудеса и было реально
страшно - машина буквально плавала в облаке газа - вонь стояла за полтора метра
вокруг автомобиля, и казалось искорки было достаточно что-бы взлететь на воздух.
В то же время итальянское оборудование работало надежно - в салоне никогда не
воняло газом, утечек не было, после заправки и подавно.
Багажника почти не стало - пяток пакетов с продуктами и вещами и третья дверь
уже не закрывается. Задок машины с баллоном ощутимо потяжелел.
Отдельно следует сказать об установщиках - после установки оборудования к слесарям
подходить было бесполезно, то у них машина на установке, то они еще чем-то заняты.
Какие-то вопросы решал только начальник газовой мастерской, но его застать было
проблематично. Через пару месяцев я освоил настройку редуктора и к установщикам
старался уже не ездить, всё равно они ничем не могли помочь, а начальник в крещенские
морозы уже проклинал Окушки и зарекался ставить на них газ - все как один приезжали
обратно с проблемами.
В общем, за свои же деньги я приобрел просто огромный клубок проблем и неприятностей.
Оборудование удалось продать достаточно быстро - по объявлению в газете меня
нашел таксист-окавод, вместе с его братом мы за 2,5 часа сняли оборудование, поменялись
карбюраторами и коллекторами. Дырки в кузове залепил автопластилином. Под капотом
сразу стало свободнее, в багажнике кажется можно слона уместить, машина стала
легкой...
Итак, подведу итоги:
1) Стоит ли ставить ГБО на стандартную ОКУ?
Скорее нет, чем да. Среднегодовой пробег должен быть очень велик, придется смириться
с катастрофическим падением динамики - на низких оборотах чуть-чуть подрастет
крутящий момент, но мощность снизится, и причем заметно! И ладно бы только мощность
- максимальная скорость упадет просто до неприличия - при среднеэкономичных настройках
редуктора машина просто не сможет разогнаться больше 110 км\ч!! Падение максималки
настолько велико, что первые недели к этому очень сложно привыкнуть. После установки
ГБО больше никаких побед на светофорах не будет - динамика разгона хуже чем у
дачников на их древних рыдванах. И не верьте байкам о быстром переключении на
бензин - под газ вам придется уводить УОЗ на 4-5 градуса в плюс - при езде на
бензине возникнет такая детонация, что максимум докуда вы доедете на бензине -
в магазин автозапчастей за новым блоком цилиндров. Даже при обычном УОЗе переключение
с газа на бензин происходит не односекундно - некоторое время движок будет сильно
тупить, пока не прокачает переходную смесь газа и бензина, и только потом можно
будет с кем-то погоняться, да уже будет не с кем - все уедут до следующего светофора.
Я как-то переключился с газа на бензин при выполнении маневра с перестроением
(надо было уйти на второстепенную дорогу с левого ряда, перестроившись на правый,
а газ в баллоне почти кончился) и был обибикан всеми, кому не лень - движок просто
перестал тянуть и на скорости 40 км\ч я кое-как пересек дорогу и только спустя
долгих 7-8 секунд смог полноценно ехать на бензине.
Клапана придется регулировать раз в 5-7 тысяч км, иначе они сильно просядут, а
там и до прогара недалеко. Ремонт ГБЦ будет неизбежен через 70-80 тыс. км - если
к этому времени клапана не прогорят, то усадка клапанов достигнет максимума -
в магазине просто не будет нужных регулировочных шайб. И "попадете"
вы на ремонт ГБЦ стоимостью 1500-2000 рублей - хорошо если отделаетесь переборкой,
в самом худшем случае придется покупать новую ГБЦ. В интернете много отзывов и
дебатов по поводу просадки клапанов - мол "езжу 100-200-300 тыс. км и ничё
не прогорело" - да, классические моторы терпимо относятся к газу, но двигатели
2108 и наши "половинки 2108" с рождения предрасположены к просадке и
прогару клапанов.
Нельзя не отметить плюсов газа - абсолютно чистый двигатель внутри - поршни после
газа будут блестеть и сверкать, свечи после 10 тыс. км как из магазина. Да, кстати
о свечах. Под газ хорошо "пошли" серебряные Brisk Silver (под бензин
- совершенно не годятся), но перед ними пришлось выкинуть почти новые Denso -
искры "утекали" по изолятору - ночью иллюминация была ярче чем в витрине
магазина. Вся система зажигания должна быть в идеальном порядке - если что-то
где-то сбоит, на газу будет просто невозможно ездить. Немало времени придется
потратить на устранение подсосов воздуха - если карбюратор кривой, его подошву
придется прошлифовать. Придется искать и подбирать мягкие прокладки под карбюратор.
И всё равно подсосы воздуха во впуске полностью устранить не удастся.
Блок цилиндров на газу проживет намного дольше, чем на бензине - газ очень благоприятно
сказывается на ресурсе цилиндропоршневой группы. Шум двигателя при работе на газу
действительно снижается, двигатель работает "мягче" и тише. Это такой
незначительный плюс, что на фоне непомерного количества недостатков газового оборудования
приходится вспоминать даже о нем, ибо больше вспомнить из плюсов оказывается и
нечего.
2) Стоит ли ставить ГБО на тюнинговую ОКУ?
Категорически нет! Любой тюнинг двигателя несовместим с газом!! Да, динамику можно
подтянуть к бензиновой машине, да максималка будет как у стокового автомобиля
и даже выше, но ресурс ГБЦ снизиться до неприличных величин - постепенно усадка
клапанов будет происходить всё быстрее и быстрее. Связано ли это с газом, но на
моей машине после уличных гонок на газу очень быстро прогорели насквозь приемные
трубы выхлопного тракта. Для приемлимой динамики разгона придется открыть подачу
газа на всю катушку, отсюда - дикий расход топлива. Да, движок на газу может крутиться
(и крутился мною почти 8 тыс. км) до оборотов порядка 6500 без проблем, но клапана
в это время садятся с огромной скоростью. Газ вообще не любит высоких оборотов
- ну не "умеет" он гореть так же быстро как бензин, даже есть смесь
будет очень богатая и степень сжатия вы повысите до запредельных величин. Но у
ОКИ и так высокая степень сжатия - 9,9 - дальше повышать степень сжатия практически
бессмысленно, ресурс двигателя снизится до непотребных величин.
Да, кстати. Помимо ХХ есть большие проблемы и с самой подачей газа. Бензиновый
карбюратор продуман очень тонко - к примеру у него есть ускорительный насос, подающий
порцию бензина в коллектор при резком нажатии педали газа. Газовый редуктор глуп
и туп как осиновое полено - он может только увеличивать подачу газа при увеличении
разрежения в управляющей трубочке. Что получается в итоге? Да ничего хорошего
- на одних режимах смесь будет переобогащенная, на других - слишком бедная. При
экономичных настройках редуктора плавность хода ухудшается до неприличия - от
недостатка топлива на малой скорости машина будет дергаться, на высоких скоростях
топлива тоже будет не хватать и гнусные провалы снова проявятся... Если редуктор
не зажимать и открывать регулятор подачи газа по-максимуму, двигатель будет захлебываться
богатой смесью на малых оборотах, кроме того появится омерзительный провал-рывок
при открытии 2-й камеры карбюратора - движок будет дергаться всякий раз, когда
педаль газа достигнет примерно половины своего хода. Если зажимать 2-ю камеру
(уменьшать подачу газа на тройнике), можно избавиться от "рывка", но
машина будет тупить при полном дросселе или вообще дергаться и не развивать хоть
сколько-нибудь похожую на максималку скорость. С провалом при открытии 2-й камеры
я боролся днями и неделями, сотни раз становился на обочину, регулировал редуктор
до опупения, в итоге просто сдался и привык к этому рывку-провалу. Это одна из
прелестей вакуумного редуктора - о таких вещах газовщики предпочитают молчать.
Вакуумный редуктор никогда не удасться настроить так же хорошо, как карбюратор.
Не только по причине отсутствия банальных карбюраторных систем типа холостого
хода и ускорительного насоса, но и по причине достаточной удаленности редуктора
от карбюратора - пока вы нажмете педаль и до редуктора дойдет управляющий сигнал
по вакуумной трубке и он увеличит подачу газа - пройдет некоторое время...
После продажи газового оборудования хотелось купить тортик и бутылочку шампанского,
и отпраздновать это событие.
В целом я получил уникальный опыт и, пожалуй, навсегда утратил интерес к газовому
оборудованию и в будущем даже не буду раздумывать о его установке на автомобиль
- лучше ездить на бензине и душить карбюратор (хотя, следующая моя машина будет
скорее всего уже инжекторная), чем ставить газ и получать бесчисленные проблемы
ради сомнительной и призрачной экономии.
Отчет написан: 12.06.06
Квазар
Копирование материалов и републикация запрещены.