Навигационное меню
Статистика сайта
 
 
 

 

Прощай, газовое оборудование!!!

После 8 месяцев мучений газовое оборудование было снято с машины и продано таксисту-окаводу. К такому, на первый взгляд, странному решению я пришел не сразу. С газовым оборудованием я проехал 9 тыс. км с хвостиком, или 8 месяцев. После установки тюнингового распредвала DynaCAMS 53 двигатель стал "жрать" 10-11 литров газа на 100 км, в крещенские морозы 2006 года расход доходил до 13 литров. Приход весны ситуацию не изменил - расход чуть-чуть упал, но не на столько, на сколько я ожидал.
В мае я затеял глобальный тюнинг ГБЦ - установку эксклюзивного распредвала RS58 от уфимской фирмы "ОКБ Динамика", с полной доработкой ГБЦ. Встал вопрос о газовом оборудовании. Дело в том, что с самым низовым тюненым распредвалом из линейки DynaCAMS, помимо увеличившегося расхода газа, начали садится клапана. Причем с такой скоростью, что расчетный ресурс ГБЦ составлял около 50-60 тыс. км пробега. Просадка клапанов происходила следующим образом - сухой газ буквально выжигал седла и тарелки клапанов, после чего клапана "просаживались" всё глубже в ГБЦ - тепловые зазоры уменьшались. Клапана я регулировал каждые 3-4 тыс. км - шайбы меняли во всех клапанах - как впускных, так и выпускных. В последние месяцы просадка катастрофически ускорилась - садились уже все 4 клапана, причем на 0,05-0,15 мм за 3-4 тысячи км пробега. Но больше всего меня добила последняя регулировка клапанов - на очередном техобслуживании должны были сделать плановую регулировку - я не стал говорить что проходил эту процедуру 150 км назад (неделю назад) - в итоге слесарь заменил шайбу на одном из выпускных клапанов - просадка за 150 километров составила 0,15 мм!!
Что характерно, усадка клапанов сказывалась на поведении машины - начинал гулять холостой ход, ухудшалась динамика, машина глохла.
Распредвал RS58 является одним из самых верховых и регулировка клапанов осложнена тем, что RS-шайбы перешлифовываются из стандартных (кромки скругляются). Для перешлифовки нужно спец. оборудование, весьма дорогое, я его решил не покупать, а периодически заказывать регулировочные шайбы нужных размеров из Уфы. На бензине клапанам не требуется частая регулировка.
Помимо усадки клапанов были и другие нерешенные проблемы - высокий холостой ход (как впоследствии оказалось, "шестерочный" тахометр сильно врет, и реальные обороты двигателя намного выше того значения, которое я вижу на тахометре) - после подсчетов оказалось что я ездил с холостым ходом порядка 2000 оборотов. Это одна из причин высокого расхода. А меньшие обороты движок держать отказывался - глох при переходе на нейтраль. В сильные морозы ХХ вообще пропадал - в баллоне сильно понижалось давление газа. За эти полгода даже изменилась моя манера езды - если на бензине перед светофорами я переходил на нейтраль и подкатывался к светофору накатом, то на газу приходилось судорожно сучить рычагом КПП, переходя на пониженные передачи, к светофору подкатывался на 1-й передаче, с подгазовочкой, лишь бы не заглохнуть. Перед светофорами одним глазом смотрел на тахометр (не заглох ли еще?), вторым глазом - на впереди идущего - далеко ли чужой бампер? К весне это осточертело настолько, что словами не передать.
При экономических расчетах газ несомненно давал выгоду, за полгода я даже наполовину окупил установку ГБО, но вот незадача - выгода эта в карман не капала и на банковский счет не зачислялась. Кому нужна виртуальная выгода, когда начали расти расходы личного времени (регулировки редуктора, ковыряния на обочине, поездки к слесарям-установщикам). Экономию съедали частая замена воздушного фильтра, постоянные регулировки клапанов, подбор свечей. После установки газа я стал ездить в 2-3 раза больше - "а что, горючка дешевая, смотаюсь туда и вот сюда, заеду к знакомым по дороге". Одометр закрутился с утроенной скоростью и в месяц я стал тратить на газ столько же денег, как раньше на бензин и даже чуть больше. Никакой экономией и не пахло - я просто стал больше и чаще ездить.
Одним из "мифов" о газовом оборудовании является байка о том, что масло на газу не темнеет. Это абсолютная брехня! Масло темнеет, и достаточно быстро. Масло, даже очень дорогое, окисляется само по себе, а не только вбирает сажу от сгорания бензина. По-этому на газу масло становится черным уже после 2-3 тысяч км пробега. Масло я менял не чаще и не реже, по-этому экономии на масле не было.
Два раза машина чуть не взлетела на воздух - в сильные морозы я забывал перевести машину на бензин перед уходом, а когда приходил и пытался завести машину на газу - редуктор покрывался толстой шубой инея и просто начинал "испускать дух" - вокруг машины повисало облако вонючего газа, кроме того редуктор почему-то начинал выпускать газ в систему охлаждения - в бачке мигом поднимался тосол, а при откручивании крышки оттуда бил фонтанчик тосола и воняло газом. Я закручивал вентили на баллоне, полчаса крутил стартером (спасала новая аккумуляторная батарея и синтетика в двигателе), машина еле-еле заводилась на бензине (смесь газа и бензина не горит совершенно) - приезжал к установщикам, а те просто разводили руками. При них машина без проблем заводилась на газу и криминала не обнаруживалось. Прокладка ГБЦ была целой - пузырьков в тосольном бачке не наблюдали, мембранки в редукторе, судя по его поведению, тоже вроде были целыми. За зиму два раза происходили такие чудеса и было реально страшно - машина буквально плавала в облаке газа - вонь стояла за полтора метра вокруг автомобиля, и казалось искорки было достаточно что-бы взлететь на воздух.
В то же время итальянское оборудование работало надежно - в салоне никогда не воняло газом, утечек не было, после заправки и подавно.
Багажника почти не стало - пяток пакетов с продуктами и вещами и третья дверь уже не закрывается. Задок машины с баллоном ощутимо потяжелел.
Отдельно следует сказать об установщиках - после установки оборудования к слесарям подходить было бесполезно, то у них машина на установке, то они еще чем-то заняты. Какие-то вопросы решал только начальник газовой мастерской, но его застать было проблематично. Через пару месяцев я освоил настройку редуктора и к установщикам старался уже не ездить, всё равно они ничем не могли помочь, а начальник в крещенские морозы уже проклинал Окушки и зарекался ставить на них газ - все как один приезжали обратно с проблемами.
В общем, за свои же деньги я приобрел просто огромный клубок проблем и неприятностей.

Оборудование удалось продать достаточно быстро - по объявлению в газете меня нашел таксист-окавод, вместе с его братом мы за 2,5 часа сняли оборудование, поменялись карбюраторами и коллекторами. Дырки в кузове залепил автопластилином. Под капотом сразу стало свободнее, в багажнике кажется можно слона уместить, машина стала легкой...

Итак, подведу итоги:
1) Стоит ли ставить ГБО на стандартную ОКУ?
Скорее нет, чем да. Среднегодовой пробег должен быть очень велик, придется смириться с катастрофическим падением динамики - на низких оборотах чуть-чуть подрастет крутящий момент, но мощность снизится, и причем заметно! И ладно бы только мощность - максимальная скорость упадет просто до неприличия - при среднеэкономичных настройках редуктора машина просто не сможет разогнаться больше 110 км\ч!! Падение максималки настолько велико, что первые недели к этому очень сложно привыкнуть. После установки ГБО больше никаких побед на светофорах не будет - динамика разгона хуже чем у дачников на их древних рыдванах. И не верьте байкам о быстром переключении на бензин - под газ вам придется уводить УОЗ на 4-5 градуса в плюс - при езде на бензине возникнет такая детонация, что максимум докуда вы доедете на бензине - в магазин автозапчастей за новым блоком цилиндров. Даже при обычном УОЗе переключение с газа на бензин происходит не односекундно - некоторое время движок будет сильно тупить, пока не прокачает переходную смесь газа и бензина, и только потом можно будет с кем-то погоняться, да уже будет не с кем - все уедут до следующего светофора. Я как-то переключился с газа на бензин при выполнении маневра с перестроением (надо было уйти на второстепенную дорогу с левого ряда, перестроившись на правый, а газ в баллоне почти кончился) и был обибикан всеми, кому не лень - движок просто перестал тянуть и на скорости 40 км\ч я кое-как пересек дорогу и только спустя долгих 7-8 секунд смог полноценно ехать на бензине.
Клапана придется регулировать раз в 5-7 тысяч км, иначе они сильно просядут, а там и до прогара недалеко. Ремонт ГБЦ будет неизбежен через 70-80 тыс. км - если к этому времени клапана не прогорят, то усадка клапанов достигнет максимума - в магазине просто не будет нужных регулировочных шайб. И "попадете" вы на ремонт ГБЦ стоимостью 1500-2000 рублей - хорошо если отделаетесь переборкой, в самом худшем случае придется покупать новую ГБЦ. В интернете много отзывов и дебатов по поводу просадки клапанов - мол "езжу 100-200-300 тыс. км и ничё не прогорело" - да, классические моторы терпимо относятся к газу, но двигатели 2108 и наши "половинки 2108" с рождения предрасположены к просадке и прогару клапанов.
Нельзя не отметить плюсов газа - абсолютно чистый двигатель внутри - поршни после газа будут блестеть и сверкать, свечи после 10 тыс. км как из магазина. Да, кстати о свечах. Под газ хорошо "пошли" серебряные Brisk Silver (под бензин - совершенно не годятся), но перед ними пришлось выкинуть почти новые Denso - искры "утекали" по изолятору - ночью иллюминация была ярче чем в витрине магазина. Вся система зажигания должна быть в идеальном порядке - если что-то где-то сбоит, на газу будет просто невозможно ездить. Немало времени придется потратить на устранение подсосов воздуха - если карбюратор кривой, его подошву придется прошлифовать. Придется искать и подбирать мягкие прокладки под карбюратор. И всё равно подсосы воздуха во впуске полностью устранить не удастся.
Блок цилиндров на газу проживет намного дольше, чем на бензине - газ очень благоприятно сказывается на ресурсе цилиндропоршневой группы. Шум двигателя при работе на газу действительно снижается, двигатель работает "мягче" и тише. Это такой незначительный плюс, что на фоне непомерного количества недостатков газового оборудования приходится вспоминать даже о нем, ибо больше вспомнить из плюсов оказывается и нечего.

2) Стоит ли ставить ГБО на тюнинговую ОКУ?
Категорически нет! Любой тюнинг двигателя несовместим с газом!! Да, динамику можно подтянуть к бензиновой машине, да максималка будет как у стокового автомобиля и даже выше, но ресурс ГБЦ снизиться до неприличных величин - постепенно усадка клапанов будет происходить всё быстрее и быстрее. Связано ли это с газом, но на моей машине после уличных гонок на газу очень быстро прогорели насквозь приемные трубы выхлопного тракта. Для приемлимой динамики разгона придется открыть подачу газа на всю катушку, отсюда - дикий расход топлива. Да, движок на газу может крутиться (и крутился мною почти 8 тыс. км) до оборотов порядка 6500 без проблем, но клапана в это время садятся с огромной скоростью. Газ вообще не любит высоких оборотов - ну не "умеет" он гореть так же быстро как бензин, даже есть смесь будет очень богатая и степень сжатия вы повысите до запредельных величин. Но у ОКИ и так высокая степень сжатия - 9,9 - дальше повышать степень сжатия практически бессмысленно, ресурс двигателя снизится до непотребных величин.

Да, кстати. Помимо ХХ есть большие проблемы и с самой подачей газа. Бензиновый карбюратор продуман очень тонко - к примеру у него есть ускорительный насос, подающий порцию бензина в коллектор при резком нажатии педали газа. Газовый редуктор глуп и туп как осиновое полено - он может только увеличивать подачу газа при увеличении разрежения в управляющей трубочке. Что получается в итоге? Да ничего хорошего - на одних режимах смесь будет переобогащенная, на других - слишком бедная. При экономичных настройках редуктора плавность хода ухудшается до неприличия - от недостатка топлива на малой скорости машина будет дергаться, на высоких скоростях топлива тоже будет не хватать и гнусные провалы снова проявятся... Если редуктор не зажимать и открывать регулятор подачи газа по-максимуму, двигатель будет захлебываться богатой смесью на малых оборотах, кроме того появится омерзительный провал-рывок при открытии 2-й камеры карбюратора - движок будет дергаться всякий раз, когда педаль газа достигнет примерно половины своего хода. Если зажимать 2-ю камеру (уменьшать подачу газа на тройнике), можно избавиться от "рывка", но машина будет тупить при полном дросселе или вообще дергаться и не развивать хоть сколько-нибудь похожую на максималку скорость. С провалом при открытии 2-й камеры я боролся днями и неделями, сотни раз становился на обочину, регулировал редуктор до опупения, в итоге просто сдался и привык к этому рывку-провалу. Это одна из прелестей вакуумного редуктора - о таких вещах газовщики предпочитают молчать. Вакуумный редуктор никогда не удасться настроить так же хорошо, как карбюратор. Не только по причине отсутствия банальных карбюраторных систем типа холостого хода и ускорительного насоса, но и по причине достаточной удаленности редуктора от карбюратора - пока вы нажмете педаль и до редуктора дойдет управляющий сигнал по вакуумной трубке и он увеличит подачу газа - пройдет некоторое время...

После продажи газового оборудования хотелось купить тортик и бутылочку шампанского, и отпраздновать это событие.

В целом я получил уникальный опыт и, пожалуй, навсегда утратил интерес к газовому оборудованию и в будущем даже не буду раздумывать о его установке на автомобиль - лучше ездить на бензине и душить карбюратор (хотя, следующая моя машина будет скорее всего уже инжекторная), чем ставить газ и получать бесчисленные проблемы ради сомнительной и призрачной экономии.

Отчет написан: 12.06.06
Квазар
Копирование материалов и републикация запрещены.

 

Реклама

   

 

Copyright - Квазар
ICQ: 229271179
E-mail: x500@mail.ru
Сайт создан в системе uCoz